Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному или гражданскому делу.
С помощью судебной психологической экспертизы (СПЭ) устанавливаются имеющие значение для правосудия фактические данные о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности.
Необходимость назначения судебно-психологической экспертизы зависит и от конкретной нормы права – психологический элемент, содержащийся в этой норме, должен иметь самостоятельное значение. На основании этого критерия выделяются следующие группы дел, при рассмотрении которых возможна судебно-психологическая экспертиза:
По уголовным делам в отношении
- несовершеннолетних обвиняемых;
- свидетелей и малолетних потерпевших;
- потерпевших и подозреваемых (обвиняемых) по делам о сексуальном насилии;
- личности подэкспертного (когда необходима информация об индивидуально-психологических особенностях подэкспертного);
- преступной группировки (в т.ч., определение лидера, распределение ролей в группе).
По гражданским делам назначается:
- по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенкаи порядка участия родителей в его воспитании;
- при отмене опеки, установлении усыновления (удочерения);
- по делам о моральном вреде;
- по делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли (в т.ч., посмертная);
- пострадавшим от обмана косметических фирм (установление факта психологического воздействия со стороны сотрудников косметических фирм во время проведения бесплатных косметических процедур).
Если участниками вышеуказанных категорий дел являются несовершеннолетние (в случае их самостоятельного участия в процессе) и лица с сенсорными нарушениями, назначение судебно-психологической экспертизы является обязательным.
Подготовка материалов для судебно-психологического исследования
При назначении судебно-психологической экспертизы должны быть правильно сформулированы вопросы, которые ставятся перед экспертом. Они не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции. Перед назначением экспертизы, в частности, при необходимости постановки дополнительных вопросов следует проконсультироваться с экспертом.
Психологическая экспертиза в гражданском процессе
Судебно-психологическая экспертиза по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании
Экспертом при этом решаются следующие вопросы:
- Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка (детей) и его (их) родителей, систему их эмоциональных отношений, взаимоотношения между ними, а также конкретную ситуацию, с кем из родителей с психологической точки зрения наиболее благоприятно постоянное проживание ребенка (детей)?
- Учитывая психологические факторы, каким образом должно осуществляться участие родителей в воспитании ребенка (детей)?
- Учитывая сложившиеся эмоциональные взаимосвязи матери (отца) и ребенка, условия ее (его) проживания, интересы ребенка, возможно ли увеличение сроков общения ребенка с матерью (отцом) в соответствии с предъявляемыми требованиями ?
Судебно-психологическая экспертиза по определению факта причинения морального вреда
Психологическая экспертиза данного подвида проводится в тех случаях, когда истец утверждает, что действиями ответчика ему нанесен моральный вред. Задача СПЭ заключается в установлении наличия морального вреда, т.е. негативных изменений в психической сфере человека, выражающихся в претерпевании последним физических и нравственных страданий.
Вопросы эксперту могут быть сформулированы следующим образом:
- Имеются ли у испытуемого, а если имеются, то каковы индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний им действий и высказываний ответчика?
- В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показателях психического состояния и деятельности подэкспертного?
- Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей подэкспертного, не нанесен ли ей ущерб?
- Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, а если имеются, то в чем они выражаются?
- Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика?
Судебно-психологическая экспертиза по делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли.
Как правило, данная экспертиза проводится либо комплексно с экспертами-психиатрами в психиатрических больницах, либо после проведения психиатрической экспертизы, когда установлен факт вменяемости лица на момент заключения сделки. Психологическая экспертиза назначается в тех случаях, когда лицо, заключившее ту или иную сделку, утверждает, что в тот период находилось в состоянии (соматическое заболевание, переживание психотравмы, стресс, фрустрация, подверженность психическому влиянию со стороны третьих лиц), которое препятствовало адекватному пониманию значения своих действий, их правовых и имущественных последствий, либо тогда, когда есть утверждение, что сделка совершалась под влиянием тяжелых обстоятельств. Часто истцами по таким делам являются люди преклонного возраста, страдающие сосудистой патологией.
Вопросы эксперту могут быть сформулированы следующим образом:
- Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства заключения сделки (указать, какой), мог ли испытуемый в полной мере сознавать значение своих действий, их правовые и имущественные последствия?
- В какой мере он мог руководить своими действиями?
- Свойственна ли испытуемому повышенная внушаемость?
- Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
- Не находился ли испытуемый в момент заключения сделки в психическом состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его способность понимать значение своих действий и руководить ими?
Психологическая экспертиза в уголовном процессе
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего правонарушителя назначается в тех случаях, когда несовершеннолетний выявляет признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, и выделяется среди своих сверстников невысоким развитием интеллекта, примитивностью, совершает неадекватные поступки, подвержен влиянию со стороны окружающих; также его поведение в криминальной ситуации может не соответствовать преследуемым целям.
На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием? Если да, то в чем конкретно они выражаются?
- Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли испытуемый в состоянии в полной мере сознавать характер и значение своих действий?
- Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, в какой мере он мог руководить своими действиями?
- Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение в исследуемой ситуации?
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших по фактам, имеющим значение для правосудия
Данная психологическая экспертиза определяет способность человека, ставшего свидетелем преступления или его жертвой, адекватно воспринимать обстоятельства преступления, оценивать и запоминать их, давать о них адекватные показания. На адекватность восприятия и переработки информации человеком, последующего восприятия влияют внешние и внутренние факторы, в числе которых экстремальность ситуации, внушаемость, зависимость, повышенная склонность к фантазированию, эмоциональная незрелость и др.
Вопросы эксперту могут быть сформулированы следующим образом:
- Учитывая индивидуальные особенности зрения (или других органов чувств) и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), был ли испытуемый в состоянии правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (конкретизировать)?
- Учитывая психическое состояние лица в момент восприятия, был ли он способен правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, запоминать их и давать о них правильные показания?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
- Свойственна ли ему повышенная склонность к фантазированию?
- Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?
- Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности
Психологическая экспертиза данного подвида определяет способность потерпевшего понимать характер и значение сексуальных взаимоотношений в зависимости от возраста, уровня психического развития, социального интеллекта, полового самосознания, обстоятельств дела, способность несовершеннолетнего оказывать сопротивление сексуальному посягательству, а также уровни понимания противоправных действий виновного.
Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
- Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, была ли испытуемая в состоянии понимать характер и значение совершавшихся с нею действий?
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и содержание исследуемой ситуации, была ли испытуемая в состоянии оказывать сопротивление?
- Какие индивидуально-психологические особенности N могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
- Не находилась ли испытуемая в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее сознание и психическую деятельность? Если да, то, каким образом?
Судебно-психологическая экспертиза личности
Подобная экспертиза проводится в тех случаях, когда следствию (суду) необходим «психологический портрет» обвиняемого, информация о механизмах поведения обвиняемого, психологических мотивах его противоправных поступков (действий).
Основной вопрос, который может быть поставлен на разрешение эксперта:
- Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Звоните! Решим Ваши проблемы быстро! тел.: 639-052. 639-072